Страницы литературной жизни Приамурья. 2014.07.13 - БАМовцы: о героях на минутку

     8 июля в Тынде отгремели салюты в честь большого юбилея великой стройки, было сказано много пламенных речей. Московские артисты, записав в свою биографию модное «мы пели на БАМе!», отчалили обратно в столицу – в свой конвейер гастролей-корпоративов. Теперь этот факт, в мельчайших подробностях они будут гордо вспоминать в различных интервью или на каких-нибудь творческих вечерах. А ветераны стройки, на минутку вспомнив снова в себе героев, после концерта отправились домой. В сегодняшнюю, реальную жизнь. С небольшими пенсиями, с беспокойством за будущее детей и внуков, с подорванным здоровьем, наконец. И с глубоким непониманием, как их БАМ, который строился на вере и энтузиазме в высшей степени, сегодняшнее государство не знает, куда бы пристроить. Осталось одно – ностальгия. Тот дух, говорят строители БАМа, вряд ли вернёшь в наше капиталистическое время. Но для них самих это была большая школа жизни. Воспитание ответственности, которому стоило бы поучиться…
     Этот разговор состоялся в канун юбилея в областной библиотеке. Убелённые сединами люди, вспоминая те времена, становятся молодыми. Всплывают общие знакомые, совместные дела. В памяти они вновь и вновь стыкуют заветные пути – каждый в своей профессии.
     Имя в строительстве БАМа - Владимир Мучицын. В те годы он был комиссаром отряда им. XVII съезда ВЛКСМ. Строитель вспоминает, что на БАМе трудились люди 14-16 национальностей. И не было никаких межнациональных конфликтов, а вот свадьбы были. Чеченец женился на русской, белорус на латышке и так далее.
     – Мы приехали на БАМ 830 человек. За три года выросли в 4 раза. Люди не боялись работать, рожать. Были детские сады, школы, проводились спартакиады, вечера танцев и концерты. Жизнь кипела! Пять дней работали, в выходные тоже дома не сидели, – вспоминал Владимир Мучицын.
     В памяти комиссара БАМа – сотни уже легендарных историй.
     – В 75-м году вызывает меня к себе начальник штаба. Сидят 6 девушек, приехали из Ивано-Франковска, кондитеры. Говорит, бери себе в бригаду. А что я с ними буду делать, я каменщик? Организовали учебный пункт. Потом две из них получили четвёртый разряд каменщиков и по два ордена заработали. Вот тебе и кондитеры! – рассказал о работе строитель.
     Самая памятная встреча для Владимира Мучицына была с председателем правительства СССР Косыгиным.
     – Привезли в Кремль, в приёмной, кроме нас, строителей, еще человек двадцать министров. Зашли, сели, разговор начался о БАМе. Тут Косыгин обращается ко мне: «Володя, а к тебе у меня особое поручение. Даю тебе три пустых правительственных бланка. Если чего-то будет на БАМе не хватать, пиши на моё имя», – рассказал Мучицын.
     Эти бланки пустые ох, как пригодились! Техника, которую прислали прежде, на вечной мерзлоте была, как корова на льду. Об этом комиссар БАМа написал на первом бланке. Через месяц в Тынду прислали 2000 новых машин – знаменитые «Магирусы», «Катерпиллеры», «КАТО». Потом бамовцы попросили для детей путёвки в «Артек». Дали сразу два корпуса на 720 мест!
     На комсомольской стройке уровень ответственности и рабочих, и властей был на высшем уровне. Если возникали проблемы, реакция была незамедлительна, вспоминают свидетели тех лет.
     Елена Самбур, ныне руководитель Амурского союза пенсионеров России, в те годы занималась кадровой работой в областной администрации. Как-то в обком прислали письмо о том, что в нескольких бригадах мостостроителей назревает нездоровая обстановка. Отправили выяснять.
     – Я увидела эти вагончики, в которых и жили, и питались, и проводили праздники. В одном вагончике умещалась бригада. Молодые, толковые ребята со всей страны. Их, действительно, кормили не очень, в вагончиках спали по очереди, так как мест не хватало. Даже в столовой спали. А на улице мороз страшный! – рассказала Елена Петровна. – В общем, бытовые проблемы налицо. Из-за тесноты поставили меня к стенке в таком вагончике, в зал набилось много народу. Требования их были адекватные. Мы с ними шесть часов общались. Всё учла, записала.
     Сразу после этого руководителями стройки были приняты меры по улучшению питания, пришли дополнительные вагончики. Встретилась Елена Самбур с мостостроителями через три месяца, они были довольны.
     – Я очень благодарна, что стала участницей этих событий. Для меня это стало хорошей школой жизни, – отметила Елена Самбур. – Откуда дух был? Думаю, что тогда было отношение к людям другое. Партийные организации решали одну общую задачу – помогали строителям. И не было шансов для очковтирательства.
     Впрочем, этот эпизод скорее исключение для БАМа. Благовещенка Галина Дубровская в те годы работала в отделе лёгкой и пищевой промышленности амурского обкома.
     – Надо отдать должное руководителям страны, комсомольскую стройку хорошо снабжали, – вспомнила женщина. – Были дефицитные продукты, промтовары, японская техника, французская косметика. Некоторые ехали и за этим. Но большинство были полны энтузиазма. Собирались со всей страны и были готовы преодолевать трудности. Помню, когда мы когда приехали в гостиницу, люди спали на полу. Они приехали работать, они хотели строить БАМ.
     Счастливые лица, полные надежд и энергии, смотрели в этот вечер с большого экрана. Участникам встречи показали один из чёрно-белых репортажей амурского тележурналиста Николая Землянского.
     «Веселей ребята!
     Выпало нам
     Строить путь железный,
     А короче БАМ!» – неслось из тех времён. Но песня «Самоцветов» не только не была забыта, а даже, похоже, лишь ждала своего часа. Все участники этой встречи сразу подхватили знакомые слова.
     БАМ в те годы был под неусыпным контролем журналистов всех мастей.
     – Один выходит из вагончика, другой уже в очереди на интервью. Работать некогда! – усмехался Владимир Мучицын.
     Журналист Николай Землянский в 70-х неоднократно делал репортажи с амурских северов. В Тынде тогда была редакция всесоюзных ударных строек. Журналисты, в том числе и из Благовещенска, съезжались туда для написания репортажей.
     – Послали меня как-то на БАМ – Тынду, это ветка 132 километра от станции Бамовской. И я должен был делать репортаж. А осень, дождь, слякоть, везде грязь. Сапог нет, думаю, как я поеду. Дали на БАМе хромовые сапоги. Лопнули, я их проволокой подвязал. Так и ходил, – вспомнил Николай Землянский.
     А был в работе амурского тележурналиста и курьёзный случай. Как-то сделал он репортаж про одного водителя Ваню: героя публикации нашёл исполнительный лист по алиментам.
     – Это было время великой совести и ответственности. Такого сейчас нет, спрашивают: «А сколько это будет стоить?» – печалился Николай Землянский.
     – В одной встрече со строителями меня поразила степень доверия людей друг к другу. И это доверие было оправдано на 100 процентов. Например, захожу в вагончик, вижу тумбочку, а на ней лежит гора денег. И никакого воровства! Сейчас у нас в области строится космодром, туда только и успевает наркоконтроль наведываться. Там уже не будет такого задора, какой был на БАМе. Это был особый дух, – добавил журналист Владимир Куприенко, трудившийся в 1975 году в редакции газеты «Авангард».
     – Не хочется, чтобы БАМ был забыт. Это ведь богатый край, там вся таблица Менделеева! – подвёл итог Николай Землянский.
     Сегодня 4 287 километров пути от Тайшета до Советской Гавани в унынии. Упал объём грузоперевозок, БАМ приносит убытки. 8 июля Владимир Путин, связавшись по телемосту с Тындой, дал старт строительству новой ветки легендарной магистрали БАМ-2. Потребуется 560 млрд рублей. Это половина суммы прощённого в эти дни кубинского долга в 30 млрд долларов. Сегодня у страны другие геополитические приоритеты. Да и дух, возводящий великие стройки, остался в воспоминаниях. А ведь методы кадровой, досуговой и воспитательной работы тех времён весьма полезны. Повысить бы уровень ответственности…

     Наталья Шлямова, рубрика Культпросвет

     Источник информации: ИА "Амур.Инфо"

Фото