- У меня мало «мимимишных» стихотворений. Больше - про «кровь, мясо, и кишки». И вообще, это будет адский эксперимент: я буду читать стихи и комментировать, - сразу иронично предупредила Татьяна, совершенно серьёзно вглядываясь каждому в глаза. Потом уже все поняли, что означал этот тяжеловатый взгляд. Но было поздно: стихи один за одним полились в микрофон, словно свинец на металлургическом заводе, и настроиться на эту волну сразу было непросто. «Кровь, мясо и кишки» - не о медицине вовсе, не о маньяках, конечно. Это было само-чувствие автора, её само-ощущение и само-определение в этом мире. Откровения, смысл которых был зашифрован на приличной глубине, и эти связи порой нужно было ещё поискать.
Спуститься в подвал Татьяне Пантелеевой предложил Михаил Шмаков. У поэтессы набралось немало неизданного материала, который можно было представить публике. Её, к слову, собралось человек шесть-восемь. Некоторые, судя по всему, хорошо были знакомы с двумя предыдущими сборниками поэтессы родом из Свободного. В декабре 2014 года Татьяна издала дебютный сборник стихов «Всё иzzа…», в который вошло пять отдельных стихотворных циклов и экспериментальная поэма «Игра в демона». В январе 2016 года состоялась презентация сборника «Реконструкция», который был издан при материальной поддержке Министерства культуры РФ и Союза российских писателей.
- Так, что этот вечер – по сути, промо моей новой книги. Когда она выйдет? Этого никто не знает. Но она выйдет обязательно. Почему подвал? Очень хорошее место, я ведь с собой не таскаю красную ковровую дорожку. Да и в этой жизни нужно куролесить, - отметила Татьяна, и эту хитрую иронию поддержал Мао Цзэдун, на фоне изображения которого всё и происходило. В «Подвале 04» продолжает действовать выставка «Иные формы», и этот окружающий сюр только усиливал происходящее. Во главе Мао улыбался во все зубы, разбрасывая по кумачовой пятиконечности лозунги что-то вроде «давайте улучшать, повышать и усиливать».
Татьяна Пантелеева усиливала, как и обещала, «адски». Она читала с небольшим выражением в размеренном ритме, чуть потягивая окончания – об ампутации чувств, о скоротечности и суетности жизни, о любви и одиночестве. Об одиночестве особенно остро. Часто – от мужского лица. И «предельно честное о себе», которое написала совсем недавно.
Когда закрываю глаза: меня нет.
Я не чувствую, как источаю тепло.
Возвращаюсь назад, чтобы выключить свет.
Только вместо него открываю окно.
Безотрадно спешить, я остался внутри.
Не смотри на меня, я не выдержу взгляд.
Выдыхаю рассвет на расчётное «три».
Замолчать и остыть был бы сам давно рад.
Отголоски миров, как осколки стекла.
Вместо стука привык расшибать сразу дверь.
Моя рифма опять обнажённой легла.
Гвозди вроде принёс, но забыл где-то дрель.
Провода поездов внутри крошечных вен,
выбираю взамен внутривенный укол,
череда глупых слов равна качеству смен,
где повесился врач, рухнул письменный стол.
Я стремился упасть не в объятья, в кровать.
Но зачем теперь рвать злостно пальцы от рук?
Как понять, кто был я, кем мне стал лучший друг:
Я попробовал сесть и не смог после встать.
Захотелось кричать, я отрезал гортань.
А затем завернул её в клетчатый плед.
Закрываю глаза: и меня снова нет.
Разбиваю окно, чтобы выйти за грань.
Татьяна Пантелеева поделилась со слушателями, что её взросление началось только в прошлом году. По её мнению, это не физический смысл, а когда понимаешь и знаешь, за что отвечаешь. Но всё равно, куролесить в жизни нужно, иначе как в «Каруселях» в суете сует будет «протранжирена жизнь, как чужая зарплата». И обычное утро должно быть «отравлено» свободой.
«Как дела?..» Это нынче не в тренде,
Просто спрашивать, чувствовать, думать.
Раскрои этот день на фрагменты,
Раскрути все закрытые трубы.
Каждый мир – опалённое солнце,
Разной формы и разных размеров,
Не топи себя в тёмном колодце,
Четко вывери место и время.
Что подумают люди – неважно,
Каждый странен в каких-то процентах,
Важно быть не пустым, а отважным,
Лишь тогда открываются двери.
Может быть, это слишком избито,
Чтоб нести в себе новые мысли,
Но когда над тобою корыто,
Всё мешается, глючит и виснет.
Отравляя свободою утро,
Ты вдохнёшь в себя целое море:
Быть смешным ведь ни капли не глупо,
Всё же лучше, чем просто покорным.
Ещё Татьяна рассказала, что она не любит патриотические стихи, которые в каждой строфе заканчиваются словами «я люблю Россию». Патриотизм – он глубже, для неё, например, он в Великой Отечественной войне, и есть печальное стихотворение «Никто не выжил».
Она любит «разламывать» известные стихи и детские считалочки и строить верлибры.
- По моим стихам даже можно следить, что я сейчас читаю. Недавно меня, например, поразили мифы Древней Греции. Про Фаэтона интересно. Он выпросил у своего отца Гелиоса позволение поехать на солнечной колеснице, но он управлял ею так неумело, что кони приблизились к земле, она загорелась, и Фаэтон погиб. Странно, что в нашем городе так такси назвали, - усмехнулась Татьяна.
В этот вечер автор читала не только глубокомысленные, правильные стихи, но и хулиганила. Её «Белые бабочки», которые почему-то сразу запоминаются слушателям, были нецензурны. Но публика часто любит остренькое, поэтому смех и аплодисменты снова были.
Общение продолжалось часа полтора, в завершение слушатели смогли задать свои вопросы, высказать пожелания. Здесь же можно было купить книги автора.
В конце вечера организатор Михаил Шмаков напомнил, что 23 июля в 15 часов в «Подвале 04» пройдёт сеанс хулиганского рисования, на котором 10 художников будут самовыражаться в чёрно-белом формате.
Наталья Шлямова, рубрика Культпросвет
Источник информации: ИА "Амур.Инфо"