К вопросу об аксиологии искусства

     Искусство – понятие, которое объединяет… Оно объединяет его слуг и творцов: художников, писателей, музыкантов; оно объединяет и роднит людей, которые ему внимают и через этот высокий акт восприятия становятся сопричастны акту творения.
     Искусство объединяет даже истину и ложь, правду и вымысел, делая даже иллюзию реальной и творя тем самым Реальность более высокого уровня, чем та, что дана нам Природой. В искусстве человек созидает и ощущает себя Творцом, и при этом не имеет никакого значения инструмент, которым он пользуется: перо или лазер, кисть или танец…
     Можно возразить: искусство – искусственно! Лишь то, что уже существует, достойно описания!
     Но кем бы был человек без той искусственной культуры, что он создал? Обезьяной. Каковую, впрочем, и сейчас можно нередко встретить в самом приличном человеческом обществе и даже застать ее рассуждающей об искусстве.
     Человек искусства не может и не должен ограничиваться описанием существующего. Его миссия – расширять границы привычного людского бытия, заставлять нашу “внутреннюю обезьяну” мыслить и чувствовать, жить иначе.
     Без этого невозможно развитие.

     …Акт творчества – всегда загадка. Порой даже для самого творца. Однако крайне важно, приступая к нему, определить свое место в системе взаимоотношений “артист – зритель”.
     Эта система лишь отчасти отражается в личных и социальных отношениях писателя или художника, - прежде всего, она у него в голове. Его сознание определяет, к кому он обращается, и кто его обращение оценивает.
     Часто можно наблюдать примеры того, как человек становится популярным. В основе его – умение нравится. У большинства знаменитостей, культовых фигур масс медиа есть только один талант – чутье. Что понравится аудитории, а что – будет отвергнуто и не понято. За что заплатят деньги, а за что придется расплачиваться самому.
     Такое положение дел естественно и чертовски соответствует демократии и рыночной экономике, но… не имеет ничего общего с искусством.
     Настоящий художник не заигрывает со зрителем – он поднимает зрителя до своего уровня. И если бы это было не так, то Ремарк писал бы бульварные романы, а Дали – рисовал комиксы.
     Человек искусства творит своего зрителя, даже не думая о его существовании. Посредственность всегда озабочена популярностью: а что о ней подумает толпа?
     Конечно, конформная массовая культура – такая же неотъемлемая часть общества, как, скажем, политика или пресса. Усталому обывателю не нужен авангард, - в его каждодневном беге за достатком куда полезнее пастораль. Среднестатистическому мужчине балет не интересен – стриптиз ему смотреть куда приятней.
     Но прав был классик марксизма: человека создал труд.
     Только я добавлю: труд души. Поэтому каждый начинающий творец вправе спросить себя: помогает ли он своим творчеством человеку измениться? Или только развлекает его природную суть?