Посты наши
Прораб Васильев познакомился со священником отцом Василием. Случайно, в поезде. Ехали в одном купе, и, как водится в поездах, посетил прораба синдром попутчика. Как-то незаметно всё получилось. Поздоровались, познакомились. Слово за слово, и разговорчивого прораба понесло. О себе всё поведал, о семье, о собаке лабрадоре по кличке Гав и даже о давней любовнице Даше. Как на духу.
Всё рассказал и застеснялся разом. Неловко как-то, о себе да о себе. Повинился: «Вы уж простите, батюшка, разговорчивость мою. Я по жизни такой, у меня работа разговорчивая. Хотя и у вас… Может, расскажете о себе? Если возможно, конечно. Я ж понимаю…»
Батюшка улыбнулся и пожал плечами: «Даже и не знаю, с чего начать… Родился, крестился, учился… Скажу честно, не люблю о себе рассказывать. Муторное это занятие. Вы лучше поспрашивайте о чём ином, с удовольствием отвечу».
Васильев сделал заинтересованное лицо, закатил глаза к потолку и сказал мечтательно: «Про посты расскажите, если возможно. Очень это увлекательное дело. Я хоть и безбожник и нехристь, но многое мне у вас нравится, а посты уж и вовсе интригуют. Ведь придумал же кто-то такую точную и полезную схему…»
Батюшка изучающе посмотрел на попутчика и спросил: «Подробно ли хотите знать?» Прораб быстро-быстро закивал головой: «Конечно же! Всё хочу знать о постах. Вы не думайте, отец Василий, я не только болтать, но и слушать умею».
Батюшка приосанился и начал: «Пост, друг мой, – это самое древнее церковное установление. Первой заповедью, данной первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились все – ветхозаветные праведники, святой Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился сорок дней перед выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и наш самый строгий Великий Пост.
С сожалением сообщаю Вам, что, несмотря на все благие примеры, несмотря на то, что пост всегда существовал в Православной Церкви, многие в настоящее время не соблюдают его. Причин тому много, но основные – наше маловерие и наши малые знания о посте. Как раз вы из категории таких людей, если я вас правильно понял.
Очень важно, уважаемый, определиться, ради чего мы постимся. Если мы это делаем Христа ради, ради послушания Святой Церкви, тогда приобретается духовная основа и достигаются соответствующие плоды. Если же мы что-то другое ставим во главу угла, тогда это будет диета, голодовка, вегетарианство и так дальше, но только не пост. Хотел, чтобы вы поняли раз и навсегда: пост имеет значение не сам по себе, а как средство к приобретению душевного здоровья, от которого, так или иначе, зависит и физическое. Понятно ли говорю?»
Васильев снова закивал головой и призывно замахал рукой, мол, дальше, дальше! Сановный священник отхлебнул остывшего чая и продолжил: «Как известно, пост, прежде всего, выражается переходом с более питательной мясной пищи на менее питательную рыбную и растительную и даже на сухоядение. Переменою пищи Церковь призывает ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над плотью. Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более лёгкими, подвижными, более способными к духовной жизни. Каждый может прочувствовать это. Попробуйте после сытного обеда заняться серьёзной умственной работой, и вы увидите, как это трудно. А молиться – ещё труднее…»
Прораб аж подпрыгнул от удовольствия: «Очень верно, батюшка! Я, как поем плотно, – копец. Какая там работа, сразу засыпаю. Просто валюсь с ног, и всё. Вот давеча с мужиками зашли после работы в кафешку, поужинали с водочкой (зарплату отмечали), и так в сон потянуло, что не выдержал, заснул за столом и проснулся только дома… Ох, простите, бога ради, опять заговорил, ядрён батон».
Отец Василий мелко затрясся от смеха, но быстро справился и опять заговорил назидательно и поучительно: «Говорят, что можно злоупотреблять и постной пищей. Это так, но мы должны иметь в виду не злоупотребления, а то, что предписывает нам Церковь, которая учит, что и в постной пище надо соблюдать умеренность. Некоторые утверждают, что постная пища вредна для здоровья. Это неверно. Для здоровых она не вредна, а польза доказана жизнью. Кому же, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение поста».
Васильев снова подпрыгнул: «Вот-вот, мне бы это пригодилось, потому как здоровье давно уж пошатнулось. А как ему не пошатнуться, батюшка, ежели по молодости и ели бог весть как, и пили что попало…»
Батюшка благосклонно кивнул и продолжил: «Перемена пищи, друг мой, предписываемая Церковью в пост, имеет ещё и то значение, что даёт нам возможность упражнять нашу волю в сдерживании своих желаний и привычек. Переход со скоромной (не постной) пищи на постную порой тяготит. Это очевидно, но, побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это, уверяю вас, очень полезно».
Попутчик-прораб тяжело вздохнул: «Эх, батюшка, вашими б устами да мёд пить. Но я со своими дурными привычками справиться не могу, скажу по чести и совести. Я, к примеру, ежели сто пятьдесят беленькой утром, в обед и вечером не выпью – болею. Просто болею, и всё тут. Жизнь – не в жизнь…»
Священнослужитель резко чирканул рукой: «Слабоволие это и наговор. Всё может человек. Внутренние силы его безмерны. Но вернёмся к посту. Мы ещё более оценим его значение, если осмыслим, что пост состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу на постную, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и развлечениях. Например, меньше спать, удерживаться от лакомств, побеждать зависимость от телевизора, спиртного, курения. Всё это излишества ненужные, уверяю вас. А ещё Церковь требует от нас духовного поста.
В это время мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний, быть более внимательными к своим родным и близким, примириться с теми, с кем в ссоре, Христа ради помогать нуждающимся...»
Васильев поник головой: «Третью неделю с женой, Елизаветой Павловной, не разговариваю. Как не дала мне похмелиться, так и замолк. Но и она не права, батюшка. Опохмелье – это не блажь, это возврат здоровья. Ежели вовремя не похмелиться, то и ноги можно протянуть. Ведь так, батюшка?!»
Отец Василий горько улыбнулся: «Не о том вы. Не о том. Искать надо покаянного чувства, готовиться к Исповеди и Святому Причастию. Поймите, Церковь не напрасно приняла и хранит святые посты. Научимся уважать пост – оценим его пользу. И очень важный момент – никогда не осуждать как тех, кто постится, так и тех, кто не постится. И всегда относиться друг к другу с пониманием…»
Священник замолчал и поднял глаза. Всё верно, тишина была не случайной, разговорчивый попутчик спал, неудобно запрокинув голову. Слушать он не умел, видит Бог…
Произведение публиковалось в:
"Амур. №07": литературно-художественный альманах – 2008