Список литературы

   Из цикла "Студенческие байки"

   

     - На этом, собственно, я и хотел закончить свой доклад, связанный с проведённым мной проектом исследований в рамках дипломного проекта по итогам обучения в университете!
    Молодой мужчина говорил достаточно быстро, по делу, совершенно не употребляя слова и звуки-паразиты. Что только добавляло ему экспрессии, а также заставляло слушать всех крайне внимательно. Человек разбирался в своей теме, а также в своих вопросах. Во всяком случае так казалось. И отрепетированная речь, посекундные интервалы, просчитанные заранее в домашних условиях относительно текста на каждый кадр и слайд только добавляли веры в это. А больешго на защите дипломного проекта и не требовалось. Главное - впечатлить комиссию, которая не особо и будет вникать в проблему и в вопрос, который поднимается.
    "Ну, никто не поймёт всех вопросов и акцентов вашей темы. - Говорил один из руководителей дипломных проектов. - Вы там будете двадцать минут. От силы - полчаса. И таких вас будет пятнадцать человек в этот день. Так что главное - красиво и грамотно говорить".
    - Ну, что же! - После некоторой паузы заговорил один из профессоров, что входили в комиссию. - Доклад был вполне хорош, тщательно проработан, отлично подан и продемонстрирован.
    - У него ещё и сама по себе программа работает! - Не преминул добавить находившийся в комиссии дипломный руководитель, который крайне заинтересованно разглядывал всех членов комиссии, желая первым увидеть восхищённые взгляды, а также услышать лестные слова, обращённые к студенту, работой которого он руководил. - И он же её как раз может продемонстрировать, показать! Ведь, так?
    - Совершенно верно! - Согласился студент. - На компьютере, где сейчас демонстрировалась презентация, также установлена и программа по изменению человеческого голоса. Которая и была создана по итогам теоретических исследований, а также поиска и рассчётов. - На этот раз студент говорил несколько менее уверенно, что обозначало только одно - это был некий экспромт.
    - Ну, программу мы обязательно посмотрим! - Утвердительно кивнул один из профессоров, собравшихся в комиссии. - Может, у кого-то из членов комиссии есть вопросы по выкладкам и теоретическим выводам дипломного проекта?
    - Ну, вообще в дипломе не слишком много математических формул и самого моделирования, как такового. - Вдруг отметил один из гостей из другого ВУЗа. - Тут только пара-тройка формул, преобразования Фурье. И всё.
    - Ну, потому что сама работа несла больше практический смысл. - Нашёлся студент со своим ответом. - И потому больше всего и сложней всего было как раз сделать программу, переложить саму модель в компьютер. Искать и выискивать именно куски кода, куски обертонов, какими отличаются голоса человека один от другого и изменять их.
    - То есть это было не математическое моделирование, а именно обработка больших массивов данных? - Продолжал говорить гость. - Как некая статистическая масса.
    - Ну, там идёт именно разложение самой звуковой волны. - Начал было объяснять студент.
    - Я понял! - Гость кивнул, полистывая диплом. - У вас тут есть много прикладных программ, которые вы описываете.
    - Да, там изучение частоты слогов, встречаемость отдельных...
    - Я вижу. - Гость кивнул. - Теория вероятности ожидания буквы после уже произнесённой. Для чего это всё? Это же не математическое моделирование, статистика!
    - Чтобы программа успевала подбирать изменения голоса. Есть база данных с голосами людей. И их отличиями от среднего голоса. Благодаря наработанной статистике есть база, какая буква с какой вероятностью будет следующей. И программа сама в режиме реального времени прогнозирует, что может сказать дальше человек. Идёт на опережение, когда ещё слово само по себе не окончено.
    - Статистика, статистика. - Закивал гость. - И что-то у вас мало ссылок на литературу. - Он перелистал все страницы. - У вас вообще есть литера... Есть. Список какой большой! Пятьдесят источников! А что же вы тогда так мало в текст ссылок вставляете на источники?
    - Потому что в программе подсчёта статистики и при выявлении закономерностей я опирался на свои размышления на практике. И потому описал весь процесс.
    - Неужели вы не нашли подобного ранее в книгах?
    - Нет! - Кивнул отрицательно студент. - Ничего подобного не было! Вот я и описывал принцип работы и сбора информации. А потом перевода всех этих данных в информационную звуковую плоскость, с целью выявления отдельных отличительных способностей. Собирал и формировал базу данных отличий голосов людей в разных звуках, слогах и в разных сочетаниях звуков.
    - И всё равно могли бы вставлять побольше ссылок на уже известные труды! - Гость передал дипломный проект заместителю заведующего выпускающей кафедры. - Это же показывает уровень вашего владения информацией, уровень подготовки и готовности вашего диплома.
    - Я думал, что уровень готовности моего диплома показывает абсолютно работающая программа! - Несколько заикаясь пробормотал студент, после чего на некоторое время все замолчали.
    - Ну, тогда бы вы могли изменить описание теоретических выкладок так, чтобы вставлять цитаты из книг, из литературы.
    - Он вообще на финальной стадии принёс список литературы из пяти источников! - Вдруг добавила нормоконтролёр. - Пять источников! И говорит, что это - нормально! - Она широко улыбнулась.
    - Потому что я с ними в большинстве своем и работал. Они мне многое дали в теории игр, а также в цифровой обработке сигналов! - Вставил слово в своё оправдание студент.
    - Как будто ты другого ничего не читал! - Настаивала нормоконтролёр. - Вот я и сказала, что требуется не менее тридцати! Тридцати! И сказала, что к защите он без тридцати источников допущен не будет!
    - Он и дописал! Пятьдесят!... - Заметил гость ВУза. - Видимо, дописал, вспомнил, что читал. Вот могли бы оттуда тоже что-то бы подчерпнуть, добавить в теоретической выкладке! Она была бы полной.
    - Ну, программа-то работает!
    - Вы, молодой человек, зря с ходу отрицаете труды других учёных. Если они были до вас написаны, это не значит, что они глупы, стары и недальновидны! Может, не модны! - Гость говорил таким тоном, словно отчитывал студента, совершенно не готового к уроку.
    - Я их и читал.
    - Ну, - вдруг вступился заместитель заведующего, - должен сказать, что источники у него действительно стоящие! Я вот тут ознакомился. - Он поднял глаза. - Вы говорите, что было пять. А с какими больше всего вы работали?
    - Теория сигналов. Ту, что написал Толстяк Ю Эм! - Студент запнулся и вспомнил, как сочинял большинство источников, и что именно его вдохновляло.
    - В двух томах или в пяти? - Преподаватель, словно тоже начал понимать, кивая в такт.
    - Вообще двухтомник тоже ничего, однако в пяти томах изложение более подробно, со множеством примеров и отсылок. В двух томах даются, правда, основы именно обработки и анализа, а не только теоретические выкладки.
    - Согласен! - Закивал профессор. - А вот у вас ещё есть Лёвенбрау!
    - Карл Фридрих! - Кивнул студент. - Да! Его я тоже изучал во время создания дипломного проекта.
    - По-моему отличные у него материалы! - Улыбнулся преподаватель. - Не находите?
    - Одна из моих любимейших книг была во время подготовки! - Согласился студент, покусывая губы. - Короткая, но ёмкая. И много интересного! Я несколько раз изучал!..
    - Артуа Стелла... - Пробормотал профессор. - Отлично! Миллер...
    - Генрих эээ...
    - Густав! - С ходу подсказал преподаватель. - Очень хорошо, что вы использовали и иностранную литературу.
    - Да! Жаль, что могу только на английском языке. Потому что есть такие труды, которые было бы интересно изучить! Но они ещё не появились в переводе и в нашей стране. - А так был и японский учёный. Окоме Абэ!
    - Не слышал о таком. Но верю, что источник хороший. - Преподаватель прошёл пальцем по списку литературы. - Вот он у вас! Надо будет ознакомиться. - Закивал он головой. - Рекомендуете?
    - Да! Ещё можно Брама Эдуарда Сергеевича и Амстел Георга вместе с Карслбергом Фридрихом. Датчане.
    - Этих я знаю! - Преподаватель словно ознакомился со всем списком и обернулся к остальной комиссии. - Вполне достойный список литературы. - Кивнул одобрительно он. - Я должен сказать, что мне кажется, отчего студент не сразу его внёс. Я с половиной знаком. И вот действительно там больше философские размышления, скажем, догадки. И теории. Они подталкивают к работе. Но отдельные ссылки вряд ли что-то могут там сказать и заявить.
    - Вы так думаете? - Поинтересовался гость ВУЗа.
    - Если и вставлять, пришлось бы сделать целыми блоками. А так человек, ознакомившись, переварил и сделал свои умозаключения. По-моему - вполне ценно это и исключительно верно!
    - Ну, раз вы ознакамливались...
    - Перейдём к демонстрации работы программы? - Поинтересовался впавший несколько в ступор студент.
    - Конечно! Конечно! Очень интересно увидеть работу и конечную программу!...

          2017.10.26-27