Переменчивое время писателей

     В мае 2022 года в рамках реализации Муниципального гранта администрации г. Благовещенска в сфере культуры и искусства Молодёжное Амурское Литературное Объединение и Муниципальная информационная библиотечная система г. Благовещенска впервые провели I Этноконференцию «Волковские чтения». Идея организации литературно-краеведческого мероприятия витала давно. Нашему городу и области для привлечения внимания молодых и начинающих авторов, исследователей и краеведов это требуется. Сейчас работа молодёжи активизируется практически в каждой сфере: люди стремятся больше узнать о своём роде, об истории своей семьи, что влечёт интерес к краеведению в целом.
     Не передать словами, насколько большую работу в рамках подготовки и проведения чтений проделали работники МБУК «Муниципальная информационная библиотечная система». Благодаря им каждый мог познакомиться с работами жителей города и области в литературоведении, живописи, декламационном мастерстве. Кстати, в первых чтениях приняло участие со своими исследовательскими работами большое количество молодых филологов. Они рассказывали об амурских поэтах, прозаиках, их произведениях. Как знать – может, в будущем будут появляться исследования, основанные на книгах и произведениях участников предыдущих чтений.
     В литературе же в последние 5-7 лет по всей стране возникают молодёжные фестивали и семинары. Требовался подобный формат и для наших молодых авторов. На семинарах проходит передача опыта, разбор произведений и обратная связь от читателей – опытных, имеющих огромный читательский и писательских стаж. Но куда важнее услышанной критики общение на мероприятиях, до и после них, знакомства и само нахождение в «литературной тусовке». Ведь человек всегда находится в обществе, оно на него влияет и изменяет. Хочет того писатель или нет, он также должен изменяться, при этом не откидывая тот огромный базис, который нам достался вместе с русским языком – русская литература! Хотелось бы отметить, что в последнее время, поработав с нашими мастерами, с молодёжью, я стал понимать различие между понятиями «литература Приамурья» и «амурская литература». Амурский писатель – часть всей русской литературы, произнося «амурская литература», человек сознательно указывает на её «местячковость», «узость», что неверно.
     С учётом того, что впервые семинар в нашем регионе состоялся в феврале 1951 года, нужно подчеркнуть, что мы возобновили практику работы с текстами и с самими молодыми авторами. В этом нам помогли заслуженные мэтры амурской литературы и литературоведения – Владислав Григорьевич Лецик и Александр Васильевич Урманов.
     Кстати, с Владиславом Григорьевичем у нас в этом году состоялась, на мой взгляд, разбросанная во времени занимательная дискуссия. В январе этого года он отметил, что у писателя в наше время есть огромный конкурент, который мешает. Это интернет. На что я выразил мысль, что интернет не мешает, а помогает.
     Перед проведением XV семинара молодых авторов Владислав Григорьевич продолжил и развил мысль (не дословно): «…Это, как если бы я сказал: «Это – поезд!». А молодой автор добавляет: «Поезд зелёный»! … Интернет отвлекает и мешает в том смысле, что мы в молодости, когда появлялось свободное время, открывали книги! А сейчас есть интернет, где много всего, и все лезут туда…». Хотелось бы добавить, что проблема уважаемым Владиславом Григорьевичем озвучена верно: далеко не каждый мой ровесник много читает, далеко не каждый юноша заходит в интернет, чтобы поискать в свободном доступе сборник Гоголя или Булгакова. Вместе с тем, если бы не интернет, то лично я не прочитал бы 85-90 % того, что смог прочесть за последние 8-10 лет! Я либо вообще не узнал бы о книгах, либо нигде не смог бы их достать: ни в книжных магазинах, ни в библиотеках. А то, что каждый в интернете находит то, что ищет, – это не беда интернета. А беда ищущего…
     А вообще, знали бы вы, как люблю, с какой тоской и ностальгией вспоминаю зелёные поезда я! Помнится, подходишь к студенческому пригородному «Благовещенск – Шимановск» и даже входить не надо внутрь. Стоит только постараться встать поближе к двери и вовремя подпрыгнуть. Тогда толпа занесёт тебя внутрь сама!
     Ехать было приятно, душевно, тепло – в набитом плацкарте либо в вагоне-электричке, как мы его называли – «самолёт». Большое количество поездок в зелёных поездах совершил я и на поездах дальнего следования. Тёплые у меня воспоминания о зелёных поездах. И лично я не вижу ничего плохого, чтобы они существовали, чтобы я мог их дождаться согласно расписанию.
     Да вот беда: в феврале 2006 года РЖД приняло постановление, что все пассажирские вагоны в будущем будут перекрашиваться в цвета бренда компании – серый и красный. Есть подобный важный момент в деятельности всех организаций. Между прочим, краска на вагонах далеко не вечная. Срок её службы – от 3 до 5 лет. Собственно зелёный в советское время выбрали, как самый износостойкий. В 2006 году решили… Если прибавить ещё пять лет, получим 2011 год.
     Получается, что примерно 10 лет бороздят просторы наших железных дорог поезда, раскрашенные в серый и красный. Нет у нас больше зелёных поездов. И не будет, скорее всего. И ездить нам надо на серо-красных. Иначе никуда не уедем вообще!
     Не мы такие.
     Время такое.
     Время нас меняет, и мы становимся такими…

          2022

   

   Произведение публиковалось в:
   "NEOнлайн" #6(15), июнь/август 2022