Пицунда-89

          1
     Мягкое солнце. Ласковый озон.
     Чистые волны, длинные, как строки...
     Пусто в Пицунде в бархатный сезон
     пятого лета эпохи перестройки,
     Многоэтажье творческих домов
     дремлет в простое, леностью пылится...
     В море — буйками — несколько голов:
     пусто!
     А где же творческие лица?!
     Где же воспитатели разума, добра,
     духа свободы в теле человечьем?
     Где же восклицатели громкого «ура»
     перед каждым новым неформальным вечем?
     Но кому понравится — комендатский час,
     выстрелы ночами, скверное снабженье?..
     И внутри — червячно: не пора ль кончать
     перестройки, фронты, прочие движенья?
     Мы хотим, конечно, созидать и месть,
     но листнем Историю (а она—не дура!):
     у каждой революции заложники есть,
     у наших почему-то всегда — культура!
     Уж не потому ли я, интеллигент,
     поперек теченья давно плывущий,
     не хочу восторженных слушать легенд,
     а уж критиканских — и того пуще?!
     Нету революции никакой у нас.
     (И слава тебе, Господи: будем целее!)
     А иначе — как же любой Указ
     может что угодно сотворить с нею?
     Нет революции, ну, а что же есть?
     Приоткрытый краник для спуска пара
     разбудил достоинство, гордость, честь —
     то, что в летаргии годами спало.
     Вот и распустился бунтарства дух
     (слышите прибалтов, молдаван кавказцев?);
     к микрофонам тянут стариков, старух,
     о былых свободах жаждут рассказцев.
     Может, их и не было, тех саобод:
     мифы хранили их живое имя, —
     но вкушать приятно запретный плод,
     сорванный к тому же руками чужими.
     Впрочем, неуместен иронии пыл:
     ведь, за что боролись, на то напоролись.
     Главное: огонь бы праведным был,
     а уж дрянь повыжжет этот пиролиз.
     ...Странное все же поэта ремесло:
     вывернет куда-то в любую секунду.
     Ненароком, видите, куда занесло,
     а ведь начинал про пустую Пицунду.


          2
     В Абхазии вновь забастовка.
     Экскурсии отменены,
     Пришлепнута косо листовка
     на шкуру пицундской сосны,
     В ней — боль за попрание чести
     народа
     (полвека тому)
     с такими словечками вместе,
     что их повторять ни к чему.
     Дух воли,
     могучий и древний,
     способен сердца иссверлить,
     однако же бранью деревья
     не стоило, брат мой, сквернить.
     Понятно обиды удушье,
     но предки
     (как ты, горячи)
     всегда проявляли радушье
     и редко брались за мечи!
     Недаром земля твоя, славясь
     издревле как рай неземной,
     «Страною души» называлась,
     единственной в мире страной.
     Недаром, ценя постоянство,
     хвалу здесь делили и срам
     язычество и христианство,
     и даже угрюмый ислам.
     Мы — гости твои, и неловко
     судить нам о том и рядить,
     но знаю: такая листовка
     тебе же и будет вредить.
     Ты ею врага не ужалишь:
     иные потребны слова, —
     зачем же себя унижаешь,
     душа-человек, ancya?
     Хотя выражения крепки,
     но ими —
     скажу не тая —
     унижены гордые предки,
     и горькая правда твоя.
     Неужто предутренней ранью
     придет к нам в далекие сны
     не морем,
     не солнцем, а бранью
     души государство — Апсны?
     (Апсны — Абхазия — «Страна души». Апсуа — душа — самоназвание абхазов.)


          3
     Ловушка для азартных игроков
     в любой игре заранее оставлена...
     В который раз в рисунках облаков
     лицо я вижу — в фас и профиль — Сталина.
     «Живое» — как глядел он из газет,
     картин и книжек — доброе, портретное.
     (А мой дружок оклеил им клозет,
     и получилось что-то непотребное).
     И «мертвое» — однажды довелось
     его увидеть мне омавзолеенным:
     коронкой строго прибранных волос
     величествовал он над лысым Лениным,
     На память детства жаловаться грех:
     она трудилась не за страх старательно.
     Недаром нынча мы в проблемах всех
     Вождя наследство ищем обязательно,
     И проявляем редкостную прыть
     в боренье шумном с прошлыми огрехами,
     стремясь как можно тщательней прикрыть
     свои провалы старыми прорехами,
     И я сегодня, нежась у черты
     прибоя,
     скромный гость из дальней Азии,
     «Отца народов» грубые черты
     ищу в рисунке тучи над Абхазией,
     Не потому ль, что русский осетин
     оставил нам, ведя игрубеэжалостно,
     десятки ям, ловушек, тайных мин,
     что было для него невинной шалостью?
     И веселится он теперь в аду,
     когда мы по следам его кидаемся,
     команду слыша громкую: «Ату!» —
     и в западни азартно попадаемся.
     Ему приятно, что, его кляня
     на всех углах, мы с силой
     нерастраченной
     горючий добавляем для огня
     его зловещей славы геростратовой


          4
     От жары распадаясь на атомы,
     но по форме — во всей красе,
     три солдатика с автоматами
     патрулируют на шоссе.
     На погонах — две буквы твердые
     намекают: «военная власть»,
     И машина их тупомордая
     в олеандр бортом забралась
     Мимо — «спутники», «волги», «рафики»
     И водители каждый раз,
     словно лично им не потрафили,
     жмут и жмут возле них на «газ»,
     И за стеклами - взгляды острые:
     желчь презренья, насмешки яд,..
     Так, наверно, ирландцы в Ольстере
     на британских солдат глядят.
     Да, попробуй спокойно выстоять,
     ощущая народный гнет...
     Гимнастерки ребят пятнистые
     демаскирует горький пот.
     Им сейчас бы девчат обхаживать,
     приглашать их на пляж, в кино,
     а груэиночек иль абхазочек,
     или русских — не все ль равно!
     Лишь бы ласковы были, лапушки...
     Только вряд ли, как говорят,
     вся история им «до лампочки»,
     лишь бы выдержать свой наряд.
     Власти просто ли быть опорою?
     Вдруг приказы и совесть — врозь?!
     Их руками творят историю,
     но какую и чью — вопрос.
     Дело тут не в солдатской участи,
     посылающей слепо в бой, —
     справедливости тоже учатся,
     исторической и любой.


          5
     Меж кипарисами — коровы.
     Под эвкалиптом — виноград.
     И воздух, как вино, здоровый.
     Как «Изабелла» — говорят.
     И моря гладь блестит посудно.
     И горы нежат облака...
     Души пристанище — Пицунда —
     открыто каждому.
     Пока.

          Август—сентябрь 1989 г, Пицунда

   

   Произведение публиковалось в:
   "Амурский комсомолец". - 1990, 22 декабря