Энергия сердца

     Энергия сердца

     Что есть талантливо написанное стихотворение? Какими мерками измеряем мы степень талантливости произведения? Быть может, мы восхищаемся стилем автора? Нам нравится обилие стилистических средств, эпитетов, метафор, гипербол? А может нам импонирует тон, каким повествует художник? Многие, вероятно, восхищаются самобытностью поэтического рисунка, необычностью интонации и образного строя стихотворения.
     По-моему, в талантливо написанном стихотворении мы угадываем воплощение всего этого. Прочитав одно, два, три талантливых стихотворения поэта, мы делаем заключение, что он сам поистине талантлив, и хочется узнать, что вдохновляет его талант?
     Ответом на этот вопрос, на мой взгляд, является высказыванне поэта Е. Винокурова, прозвучавшее в беседе с критиком С. Рассадиным:
     — У каждого поэта есть не видимый источник, философ, ский родник, тайно его питающий. Надо только его найти. Талантливый поэт находит этот родник.
     Передо мной лежит небольшой сборник стихов с необычным названием «Сердцевина». Его автор — амурский поэт, член Союза писателей СССР
     I Игорь Еремия. В сборнике восемнадцать стихотворений и одна поэма*. Иной читатель может воскликнуть: «Что-то маловато!». Не спешите. Давайте-на лучше откроем книжку и попы--таемся разобраться в творчестве поэта, попытаемся определить, есть ли у него уже свой «невидимый - источник, философский родник».
     Первые стихотворения сборника затрагивают тему времени. В кратких поэтических зарисовках автор хочет приобщиться к неисчерпаемому источнику для поэтов, художников, писателей — великому образу вождя революции, к образу В. И. Ленина.
     Еремину это удается. Он не бравирует цитатами из истории. а хочет самостоятельно открыть для себя некоторые черты характера Ильича, проникнуть в глубины его бытия, его мысли, осветить каким-то личным отношением некоторые страницы его биографии.
     Стихотворений такого плана всего три, но мысли и чувства автора о Ленине волнуют читателя, и думается, что поэт еще не раз вернется к этой большой неувядающей теме, продолжив этот цикл стихов.
     Стихи Еремина вводят нас в : мир суровых испытаний, выпав- ( ших на долю нашего народа в ( годы последней войны. Они навеяны патриотизмом, размыш- ( лениями о жизни, думой о стране. Стихи глубоко философичны.
     Суровые строки о войне и тут же радостные строки о детстве поэта, когда не было войны, и всюду слышался звонкий смех детей, о послевоенном времени: мирной работе, земной любви, мирских заботах.
     Все это не случайно. Большая часть детства поэта-фронтовая. Он — дитя пламенных военных лет. Еремин видел своими глазами и голод, и смерть, и горький плач женщин по невернув-шимся с войны. Не всем выпало увидеть столько людских слез. Память детства очень крепка. Поэтому, я, думаю, — пока поэт творит, тема войны, солдатская тема будет неотступно следовать за ним.
     Стихотворения «Солдатик», «Грибы», «День Победы», «Возвращение с войны» и другие — это связанная между собой цепь событий военных и первых послевоенных лет.
     Еремин в своих стихах утверждает, что все мы, россияне, будь то мужчина или женщина — солдаты своей Родины, кто был готов, ныне готов и завтра будет готов встать на ее защиту.
     Не в сходстве ль судеб вся разгадка?
     Ведь испокон в любой из хат Что ни хозяйка, то солдатка, Что ни хозяин, то солдат. Не правда ль, хорошо сказано? Без громких слов, спокойно, но все же звонко и торжественно. Вообще все стихи Еремина не отличаются помпезностью и большой громкостью. Они плавны, певучи. В них много лирики. Вот, к примеру, такие строки:
     - Пройду, пройду по родине, Где ветры травы мнут, Где к молодой смородине Влюбленно пчелы льнут. А как вдохновенно, с традиционной русской теплотой написана поэма «Солдатка». Эта поэма признана лучшей публикацией прошлого года среди стихотворных произведений журнала «Современник». В ней мы верим каждой строке поэта.
     Предыдущие стихотворения как бы подготавливают нас к чтению такого прекрасного реалистического произведения. Поэму читаешь на одном дыхании, не отрываясь. Вот присела возле пенушка И к письму. А с первых
     строк:
     «Красно солнышко, Аленушка,
     Ясный месяц мой, сынок...».
     Много еше можно говорить о стихах И. Еремина и. в частности, о его новом сборнике. Надеюсь, что каждый, кто возьмет в руки книгу, отыщет в стихах поэта что-то созвучное себе, глубоко сокровенное.
     Чувствуется, поэт нашел свой философский родник. И хочется надеяться, что в его «сердпе, в середине, в сердцевине» кроется еще много поэтической энергии.

        А. ВОРОНКОВ, преподаватель Благовещенского сельскохозяйственного института.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   Журнал "Амурский комсомолец". - 1976 год