Добыть, чтобы жить

     Третьи сутки Никучан шёл по следу раненого сохатого. Хорошо видимые отпечатки на мху убыстряли погоню, а когда зверь уходил россыпями камней, приходилось напрягать всё своё внимание, чтобы не потерять след. Вначале сохатый пытался кружить, но, поняв, что погоня не отстаёт, пошёл прямо, уводя охотника к далёким горам. Никучан видел, что зверь стал чаще делать лёжки, чувствовал, что он слабеет, и это придавало охотнику уверенности. Чувство голода, мучившее первые два дня, притупилось. Вечером он кипятил воду, заваривал её эрбагуном и с удовольствием пил, восстанавливая силы и навалившуюся за день жажду.
     На встречу с сохатым Никучан не рассчитывал: в этих краях, где его семья живёт летом, они появляются редко. Утром он пошёл проверить лабаз с зимними вещами, прихватив с собой берданку, топор и котелок. Надо было посмотреть, не прохудилась ли крытая корьём крыша. Просушить, проветрить одежду и обувь, чтоб за лето не попортилась. Зверь встретился неожиданно. В спешке Никучан обнизил, резко дёрнув курок. Так он объяснял причину, по которой зверь не остался лежать на месте выстрела, а, поливая каплями крови свою тропу, уходил всё дальше и дальше.
     Наконец-то на третьи сутки, когда солнце пошло на закат, охотник увидел сохатого. Тот медленно поднялся с очередной лёжки и, повернув голову в сторону преследователя, долго смотрел, прислушиваясь и стараясь уловить опасность: что-то ему о ней подсказывало. Потом двинулся дальше, припадая на переднюю ногу. Стрелять было далеко, но при виде добычи сил у Никуча-на добавилось, теперь он знал, что она от него не уйдёт. Развязка наступила, когда сохатый стал переходить ключ. Он упёрся в крутой берег, не смог выбраться и потерял время. Этим и воспользовался охотник.
     Совершив обряд почитания души добытого животного и проводов её в мир буни, Никучан приступил к разделке туши. В этот вечер он наконец-то наелся. На следующий день сушил и дымил распластанное на куски мясо, делал лабаз, а вечером, уложив на него добычу и хорошо укрыв, в ночь двинулся на дюкча*. Там, четвёртые сутки в неведении, ждали его жена с двумя детьми да старуха мать. Радость оттого, что они теперь будут сыты, придавала ему энергии, и он убыстрял шаги. За умение далеко и подолгу ходить эвенки когда-то дали ему ещё одно имя — Дянтаки (Росомаха). И на этот раз оно оправдалось.
     Никучан чувствовал себя великим охотником, и песня сама собой звучала в его груди. Подняв руки к небу, он обращался к великой матери мира — Энекан Буга. Благодарил её за ту красоту, за тот мир тайги, что она создала для человека. Благодарил Сэвэки — духа охотничьей удачи, который не обходит стороной его родовые места. Не обходит и его. Соблюдая обычаи предков, Никучан раздаст половину добычи своим соплеменникам. Так всегда поступали его дед, его отец, так всегда поступают все охотники его рода. На праздник, когда эвенки соберутся вместе, лучшие сказители пропоют и про него песню. Жизнь для него была прекрасной, наполненной смыслом. Он уверенно шёл в будущее.


     1885 год. В североамериканских прериях был убит последний бизон. В то время охотник Билл Буффало один убил несколько тысяч животных. Брал шкуры, на них был спрос, туши сгнивали, зловоние стояло по всей прерии. Падалъщики — шакалы, койоты, вороны, грифы — не успевали за охотником. Охотник один был намного кровожаднее всех этих хищников. Многочисленные индейские племена, веками живущие рядом с бизонами, не нарушали их численность, беря мясо для пропитания, а шкуры для одежды и жилья. Добывают в таких случаях столько, сколько могут съесть. Съесть можно, сколько позволит желудок, а это не так много. Но пришли другие люди и стали убивать, чтобы сделать деньги. Денег таким людям всегда мало, и сколько они ни убьют, им всегда будет не хватать. Животное в таких случаях, обречено.


     * Дюкча — юрта, чум

         

   

   Произведение публиковалось в:
   "Приамурье-2018". Литературно-художественный альманах. Благовещенск, 2018 г.