#МАЛО. Денежные мифы и реалии Союза Писателей СССР

     

     Сегодня мифов о СССР существует огромное количество. Некоторые из них базируются на каких-то действительно правдоподобных фактах, только слишком раздутых. Другие ничем не подкреплены.
     Мифы всегда образуются в связи с тем, что "когда-то было лучше". Вот только зачастую это самое "лучше" было в паре-тройке моментов, а в десятке - намного хуже. Либо просто хуже. Ведь, при сравнении никогда не бывает так, что одно время целиком и полностью проигрывает другому. Если не сравнивать, каменный век и современность. Хотя и тут наша эра проиграет - тогда экология всяко была лучше!
     В СССР было много положительных моментов. Были и отрицательные. Противники того периода времени говорят о минусах, акцентируя внимание на них. Поклонники и сторонники СССР говорят о плюсах. И у обоих лагерей своя правда. При этом каждый, защищая свою позицию, включает режим "когда-то было лучше одно, второе, ... пятое... десятое..." А если эти десять лучше, то и всё остальное стоит притянуть с помощью мифов, воспоминаний, "мне рассказывал один человек, заслуживающий доверия". А потому сразу ставится "трава зеленее, а солнце - ярче".

     Несколько мифов связаны и с Союзом писателей СССР. Причём мифологизацией занимаются обе стороны: как противники, так и сторонники. Происходит это с двумя причинами:
     1. Союз Писателей СССР и часть писателей вырабатывали патриотическую и идеологическую линию КПСС. В том числе занимались её формированием, развитием, подкрепляя её отличными (и не очень) художественными произведениями. Это делал не только Союз Писателей, но и прочие творческие объединения: художники, кинодеятели, музыканты, композиторы и масса других людей.
     2. Союз Писателей России сейчас живёт куда хуже Союза Писателей СССР даже 1987-89 годов. И потому возникает "раньше было лучше". Вполне обоснованное, между прочим. Но нередко гиперболизированное.



     Потому пройдёмся по мифам:
     1. Писатели в СССР получали хорошую заработную плату.
     В СССР само членство в Союзе Писателей не давало право на какую-то заработную плату. Вообще ничего подобного не существовало. Возможно, эта легенда или миф связан с тем, что подобная практика существует в Китае. Там есть некая прослойка писательская, которая делится на две категории: а) Высшая; б) Первая. Те, кто, грубо говоря, принят в эти категории, действительно получает заработную плату, которая устанавливается по заранее известным правилам. Единственное, что требуется: продолжать писать, создавать, встречаться с читателями, участвовать в идеологической и культурной жизни страны.
     Между прочим, ничего плохого в этом нет. В любой стране в любое время есть те люди, которые создают художественные произведения. И, как у любого человека, у творческих деятелей тоже есть свой внутренний мир, мировоззрение. И, основываясь на нем, он что-то и творит. Конечно, он может творить по принуждению, работая над темами, которые приносят деньги. С другой стороны почти у всех есть выбор. Он может делать только то, что хочется ему. Но зарабатывать меньше. Если он готов - может так делать. В конце концов, и в демократических государствах есть масса неугодных людей, которым сложно творить и зарабатывать. В качестве яркого примера можно отметить биографию Алана Тьюринга. Он хоть и не писателем был, но история показательная.
     Вероятно, в виду как раз наличия Китая и могло сформироваться неправильное понимание того, как было в СССР. Просто многие видные писатели, которые состояли в Союзе, имели массу дополнительных обязательств и должностей. К примеру, К. М. Симонов помимо работы в Союзе, участия в заседаниях по присуждению Сталинских премий был главным редактором «Литературной газеты», а с октября 1952 г. стал кандидатом в члены ЦК партии. А.А. Сурков редактировал «Огонек» и был избран в ревизионную комиссию ЦК. Вот за эти должности, за эту работу они и получали заработную плату. Которая могла быть разной. Конечно, зарплата редактора "Литгазеты" отличалась в большую сторону по сравнению с зарплатой учители или инженера.
     Однако не все члены Союза Писателей СССР" могли быть редакторами, входить в ЦК или ещё куда. И они работали в том числе в газетах, в каких-то издательствах. Было много и людей технических профессий. И они тоже работали.



     2. Писатели в СССР получали хорошие гонорары.
     Гонорары были действительно неплохими. Перед тем, как рассказать о примерном принципе получения гонораров, договоримся, как будем переводить деньги в современные реалии. Возьмём простой и всегда существовавший продукт: водка! Всё-таки согласитесь: мороженое, кефир или докторская колбаса не совсем подходит для творческой интеллигенции? А вот водка - в самый раз!
     В 1972 году бутылка объёмом в 0,5 л. официально стала стоить 3 рубля 62 копейки. То есть на одну тысячу рублей можно было купить примерно 276 бутылок.
     Сейчас в России есть так называемая "минимальная цена на водку". Ниже которой нельзя продавать данный алкогольный напиток в розничных сетях. С 01 января 2020 года такая цена за 0,5 литра - 230 рублей. То есть 276 бутылок стоят - 63480 рублей. Добавим на всякий случай 25%. Чтобы никто не говорил ничего в стиле "Сравнивать дешёвую нынешнюю бормотуху и ту водку - это неправильно". Получаем: 79350 рублей
     Таким образом, мы легко получаем привязку (весьма грубую): 1000 рублей 1972 года (будем обозначать Р72) = 79350 рублей 2020 года (будем обозначать Р2020).
     Была ещё также т.н."Андроповка", когда в 1983 году была установлена цена в 4 рубля 70 копеек. Переводим. Получаем: 1000 Р83 = 60950 Р2020.
     А теперь к гонорарам. Опять же: данные цифры примерны и отталкиваются от большинства источников. В каждом отдельном случае могло быть несколько иначе. К примеру, могли издаваться доптиражи. Или начисляться нечто в стиле "северных надбавок" и т.п. Потому не стоит говорить: "А вот я слышал, что было в сто раз больше!"
     Ставка за издание книги измерялась в авторских листах. Одни авторский лист равен:
     * 40 тысяч знаков или
     * 24 машинописных листа или
     * 700 строк стихотворений (стоит отметить, что стихи в СССР не разделяли "каждый на лист отдельный").
     Мы будем рассматривать классический формат. То есть современный А5. Больше и меньше книги могли стоить иначе. Но зачем углубляться в бюрократию и подсчёт денег? Нам просто для ясности
     Ставка за один авторский лист в начале 1980-х годов была от 150 рублей (для самого простого писателя, который не был членом Союза) до 300 рублей (для признанных писателей) и 400 (для выдающихся и самых маститых). Предположим, что мы рассматриваем всё для простого писателя, который стал недавно членом Союза. Для него ставка скорее всего была бы в районе 225 рублей за авторский лист.
     Стандартным тиражом была книга в 10 тысяч экземпляров. Тогда ставка к гонорару была 100%. Если тираж было принято делать от 50 до 100 тысяч экземпляров, ставка увеличивалась до 160%. Свыше 100 тысяч экземпляров - 200%. Ну, по громадным тиражам там были, скорее всего, свои договорённости.
     И вот теперь представьте, что если бы Вы написали бы роман примерно на 350 страниц текста, который бы решили издать тиражом в 100 тысяч экземпляров, то у вас было бы:
     1) примерно 14,6 авт.л.
     2) стоимость листа = 225 рублей
     3) надбавка за тираж = 200%
     Итого гонорар: 14,6 * 225 * 2 = 6570 рублей. Усреднёно.
     Если перевести по нашей схеме деньги, то:
     6570 Р72 = 521329 Р2020 (чуть выше полмиллиона рублей);
     6570 Р83 = 400441 Р2020.

     Схема понятна и проста. Каждый может поэкспериментировать и пересчитать для себя по требуемым условиям.
     Много это или мало? Каждый опять же должен решать сам для себя! Исходя из того: как долго писать эти самые 350 страниц текста. Сколько нужно потом их "дорабатывать", согласовывать и прочее. Ну, и опять же примерно смотрите: устроил бы вас подобный доход здесь и сейчас?

     Теперь об авторских отчислениях.
     По тарифным став­кам, утвержденным еще в 1920-е гг., авторский гонорар за исполнение пьесы составлял 1,5 % за акт от общего сбора за спектакль. Постановление ЦК 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» вменяло в обязанность театрам ставить в год по 2-3 новых спектакля на современную тему. Новых пьес, прошедших через цензурные препоны и разрешенных к постановке, было мало, и они шли по всей стране.
     Скажем так: рядовому писателю стать автором спектакля, который был бы поставлен в региональном театре, было очень сложно. И приносило это не много. Поскольку доход в одном театре был не очень большой. А 1,5% - это, сами понимаете, тоже не много. Но ещё сложнее было пробиться в верхи, чтобы спектакль был рекомендован к постановке во множестве театров.
     Справедливости ради приведу несколько цифр, которые удалось найти в Интернете, чтобы примерно было осознание гонораров за авторские отчисления у известных и именитых писателей:
     "...По данным Все­союзного управления по охране авторских прав, доходы наиболее успешных драматургов за 9 месяцев 1946 г. составляли более 100 тыс. руб.: В. П. Катаев - 120 170 руб., А. А. Крон - 136 377 руб., К. М. Си­монов - 457 921 руб., Н. Ф. Погодин - 168 125 руб. [РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Д. 803. Л. 11] Мало кому ныне известный драматург Ц. Солодарь только за водевиль «В сиреневом саду» получил в 1954-1955 гг. 1,2 млн. руб. [ЦАОПИМ. Ф. 4. Оп. 89. Д. 42. Л. 34]..."
     Ну, и собственно 10 тысяч рублей 1950-х годов "по водочному курсу" (25 рублей 40 копеек за бутылку) - это примерно 110 тысяч нынешних рублей.



     3. Писатели в СССР могли иметь творческие оплачиваемые отпуска.
     Тоже верно. у Союза Писателей СССР были подведомственные Дома творчества. Куда мог взять путёвку (как, собственно и любой член любого иного профсоюза) любой писатель, который состоял в данном Союзе. Однако стоит понимать, что мест сразу на всех не было. Домов было не так, чтобы много. И взять подобный творческий отпуск "здесь и сейчас" было практически не реально. Требовалось заранее в начале года согласовывать график. И вряд ли просто писатель, только принятый в ряды, мог рассчитывать на отдых во время бархатного сезона. К тому же региональные отделения имели также "спущенный сверху план" по количеству отпусков, куда и когда члены этих отделений могли поехать. И, утрированно, "все двадцать писателей края" вряд ли могли выкупить полвагона и отправиться в Крым в августе. Максимум - одна-две путевки. А остальным: в Алтай, на Саяны или просто в Подмосковье.



     4. Писатели в СССР имели дополнительные блага.
     Да. Член Союза Писателей СССР имел некоторые послабления. В частности, обладание соответствующим статусом освобождало человека от обязательства где-то работать или состоять в штате предприятия.
     Наверняка многим известно, что в СССР статус "безработного" отсутствовал. Вместо него был статус "тунеядец". Над тунеядцами издевались, писали про них массу памфлетов, рисовали карикатуры. Отчасти это было оправдано. Но не всегда и не везде. Кому из любителей отечественного рока не известно о том, что В.Цой работал в кочегарке простым кочегаром? Просто потому, что его не брали в штат филармонии. А отсутствие места работы могло довести, в том числе, до тюремной койки, между прочим!
     Так вот: член Союза Писателей мог официально нигде не работать. Вроде как считалось, что он уже работает! Создаёт литературные произведения! Если ему хватало дохода от его творчества - почему бы и не уйти с работы? Опять же: тут каждый выбирает по себе! Могла быть и масса иных обязательств, в том числе связанных с работой на благо Союза Писателей или местных региональных его отделений.
     Вторым ещё немаловажным благом было предоставление дополнительной комнаты в квартире для члена Союза Писателей СССР. Вообще квартиры предоставлялись из принципа: если нет детей, то одна комната; если есть дети - две; если дети разнополые - то уже три. Было и несколько других условий. Для членов творческих объединений полагалась комната для обустройства личного кабинета. То есть, чтобы (в данном случае) писатель имел своё личное пространство. И творил, не отвлекаясь на других членов семьи.
     Но тут тоже не всё так просто: само по себе членство не гарантировало, что тебе сразу берут и дают квартиру, где будет на одну комнату больше. Просто при подходе очереди на квартиру человек мог получить действительно жилплощадь большего размера. Само же членство могло только несколько ускорить само получение (или обмен уже имеющейся). Вроде как: "Уважаемый человек! Член Союза Писателей!!"


     Коваленко Андрей, руководитель #МАЛО_БЛГ